К истории создания мемориального дома-музея
поэта Владимира
Калмыкова
А.С. Калмыкова (Заведующая Домом-музеем
В. Калмыкова)
"... Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела..."
В. Маяковский
Владимир Калмыков. Его судьба типична и исключительна, трагична и счастлива одновременно.
Он родился 6 июля 1932 года в Новочеркасске в семье родового казака Бессергеневской станицы.
Рассказы бабушки о ратных людях-казаках, война, увиденная глазами подростка, страхи и тяготы
фашистского оккупационного режима, радость и гордость побед Советской Армии - все это зародило
в мальчишеском сердце мечту стать военным. В 1948 году он поступил учиться в Ростовское
подготовительное артиллерийское училище.
Ему там нравилось все: форма, строгая дисциплина, специальные военные предметы. Он учился
прилежно и с охотой. И вскоре его, как отличника учебы, направили для продолжения образования
в Московское артучилище. Однако вместе с военной косточкой в нем рано проявился и поэтический
дар. Но любовь к литературе тогда была на втором плане, воспринималась как отдых, увлечение,
а делом жизни была избрана защита отечества, судьба же распорядилась иначе.
В училище Владимира подстерегал трагический случай: сделали комплексную прививку, а к вечеру
у курсантов поднялась температура, в караул пошли самые сильные, среди них Владимир Калмыков.
К полуночи Володя почувствовал озноб и все мысли были дождаться караула. Пришла смена и В.
Калмыков упал у них на глазах. Страшный диагноз - рассеянный склероз положил конец военной
карьере и начались годы безуспешной борьбы болезнью, борьбы за жизнь и свое место в ней.
В феврале 1957 года 25-летний Владимир Калмыков оказался прикованным к инвалидному креслу. И
в это время, когда жить становилось труднее и безысходнее, он все больше уделял внимания
стихам. Литературное творчество придавало силы, служило средством самовыражения.
Сначала Володя писал как бы для себя, но в какой-то момент решил послать свои стихи в местную
газету "Знамя коммуны". Их сразу напечатали. Молодого поэта заметил и поддержал Анатолий
Калинин. Признание к
В. Калмыкову пришло в середине 60-х годов. В 1960, 1964 и 1973 годах
вышли в свет его поэтические сборники "В строю", "Возвращение",
"В пути". Статьи о нем
появились в областной и центральной печати. Откликом стали письма со всех концов страны. Его
приглашали выступать в учебных заведениях, войсковых частях, различных учреждениях. Материалы
о его жизни и творчестве были помещены в музее Николая Островского. Дом поэта В.Г. Калмыкова
стал своеобразным литературным клубом города. В 1973 году А. Калинин и Н. Скребов дали
Владимиру Калмыкову рекомендации для вступления в Союз писателей. Ростовское областное
отделение Союза проголосовало за принятие и отправило документы на утверждение в Москву.
Но 15.02.1974 года Владимира не стало.
Тогда же, в феврале 1974 года, я написала письмо на имя председателя Горисполкома Виктора
Васильевича Захарова с просьбой об увековечении памяти Владимира Калмыкова, и в связи с этим
о разрешении открыть в помещении творческой мастерской поэта музей на общественных началах.
Эту инициативу поддержали начальник Военного Училища Связи Николай Данилович Быков и писатель
Анатолий Калинин. Ответом стало Решение Исполкома Новочеркасского городского совета депутатов
трудящихся от 14 мая 1974 года №154 "Об увековечении памяти поэта В. Калмыкова",
которое среди
прочих мер определило: "В мастерской поэта открыть музей на общественных началах".
А предыстория появления творческой мастерской такова. Хотя квартира, в которой мы жили,
располагалась на первом этаже, все равно типовой подъезд "пятиэтажки" не был
приспособлен для
инвалидной коляски. Не только самостоятельно Владимир не мог выезжать на улицу, но и я была не
в силах стаскивать со ступенек и вносить коляску. Каждый выезд был проблемой.
Мы старались найти выход и в прямом, и в переносном смысле. Перебирались многие варианты, в
том числе и переоборудование окна в балкон со съездом для коляски. Но в конце концов в 1969
году решили обратиться с просьбой разрешить и помочь нам построить рядом на пустыре домик,
приспособленный к передвижению на инвалидной коляске.
Эту просьбу горячо поддержала и во многом оказала содействие депутат Тамара Сергеевна Назарова,
библиотекарь военного госпиталя. В начавшемся строительстве во многом помогли и такие организации
как Училище связи, горгаз, горкомунхоз. И в 1972 году, к своему 40-летию Владимир Григорьевич
праздновал новоселье в творческой мастерской, как мы стали называть свою новостройку. Именно
сюда к нему приезжали Роберт Рождественский, Сергей Смирнов, Алим Кешоков.
Итак, в мае 1974 года я оказалась хранителем общественного музея В. Калмыкова. Шефствовать
над музеем стал горком комсомола. Его силами была создана первая экспозиция, к сожалению,
вытеснившая всё мемориальное. Домик состоял из достаточно просторного кабинета, по которому
можно перемещаться в коляске (с прилегающей крохотной спаленкой) и отдельной комнаты,
использовавшейся для всех прочих нужд.
И вот именно в кабинете были установлены планшеты с плоскостными материалами о Н. Островском,
людях корчагинской судьбы, о жизни В. Калмыкова, о его друзьях. Эти-то планшеты и вытеснили
собственно мемориальную обстановку.
Но посещаемость музея была достаточно высокой. Здесь проводились уроки мужества, торжественно
принимали в пионеры и комсомол. Вернулись в эти стены и прежние друзья-литераторы.
Журналист И. Власов стал душой и организатором регулярных заседаний в музее городского
литературного объединения, которые, кстати сказать, проходят до сих пор. Как-то спонтанно
сложились и стали традиционными литературные калмыковские вечера. Работа музея
организовывалась по планам, составленным совместно с городским отделом культуры. Однако,
в виду того, что я продолжала работать, а обязанности хранителя музея были исключительно
общественными, то музей мог быть открытым только два дня в неделю, в мои выходные дни. Это
резко ограничивало возможности работы музея, да и жить без выходных просто уже не хватало
сил. Поэтому, после бурного всплеска, жизнь музея стала не то чтобы замирать, но как-то
набирать инертность.
Второе дыхание у музея открылось с приходом к руководству Первомайским райисполкомом Геннадия
Васильевича Сызранцева. По его инициативе райисполкомом дважды в 1980 и 1985 г.г. заслушивался
вопрос о работе музея и выносились решения: "Об улучшении материальной базы Дома-музея
поэта
В. Калмыкова и использовании его в воспитании" (№864 от 10.12.80 г.) и "О
мерах по улучшению воспитательной работы, укреплению материальной базы Дома-музея поэта В.
Калмыкова" (№132 от 14.03.85 г.). Именно тогда был создан, а потом обновлён общественный
Совет музея. Были официально закреплены шефствующие организации, изыскана возможность
использования для нужд музея двух штатных единиц в организациях, шефствующих над музеем.
Так в музей пришли учителя-руссисты: Анна Александровна Приметкина, а после её смерти Мария
Ивановна Ёлкина, Валентина Ивановна Богланова и журналистка Ариадна Сергеевна Юркова.
Но наиболее существенно то, что началось благоустройство прилегающей территории. Нужно
сказать, что участок земли с разрешением на строительство был выделен, но до конца юридически
оформить его, обустроить или хотя бы огородить не хватило ни сил, ни средств. Так и стоял
Дом-музей до 1980 года в окружении самочинных гаражей, ларька приема стеклотары, цеха по
изготовлению надгробий.