главная -> ИОС

Методические указания по подготовке УММ
  Учебно-методический материал (УММ) в общем случае может быть представлен следующими типами:
 1. Обучающий материал, ориентированный на самостоятельную работу.
 2. Иллюстративный материал, ориентированный на использование преподавателем во время лекции.
 3. Тестовый материал, ориентированный на самостоятельную работу или контрольное тестирование.
 4. Тестовый материал группового опроса (входное, диагностическое тестирование), ориентированный на использование до/во время лекции и качественную оценку уровня обученности. Результаты опроса сохраняются в базе данных по общим правилам ИОС.

  Каждый тип учебно-методического материала характеризуется собственным набором требований к его подготовке, требований к медийному (изображения, звук, анимация, видеоклипы и пр.) контенту.
  Кроме того, существует общий набор требований, обусловленный использованием в ИОС интернет технологий, применением браузера Internet Explorer в качестве основного клиента системы.

  Обучающий (иллюстративный) материал готовится в разделе "Темы" главной страницы преподавателя, представлен последовательностью кадров следующих типов: HTML страница, Фото страница, Видео страница, Flash страница и Фото планшет.

  На этапе опытной эксплуатации ИОС целесообразен следующий порядок формирования обучающего (иллюстративного) материала:
 1. Преподаватель в редакторе Word готовит сценарий, содержащий описание последовательности кадров с текстовым и графическим наполнением. Приводится продолжительность предъявления кадра. Изображения представляются и в виде отдельных файлов.
 2. Если файлы изображений не представлены, то можно сохранить сценарий в формате html, при этом все изображения будут извлечены из документа в отдельную папку.
 3. Для кадра типа Фото страница дополнительно представляется набор текстовых сообщений (инфоблоки) и описание типа указателя для кадра, например:

"…насос использует шестерни …" (выделить овалом);
"…подшипник скольжения…"(указать стрелкой), и т.д.
 4. При использовании аудио сопровождения инфоблока, данные сообщения должны быть зачитаны диктором, а моменты появления указателей синхронизированы с моментами упоминания соответствующих объектов.
 5. При отсутствии аудио сопровождения инфоблока, к данным сообщениям следует привести информацию о рекомендуемой продолжительности демонстрации указателя.
 6. Для кадра типа Видео страница дополнительно представляется набор текстовых сообщений (инфоблоки - субтитры) и продолжительность их предъявления. Аудио сопровождение инфоблока для данного типа кадра не предусмотрено, но его можно включить в видеоклип стандартными инструментами, например, Windows Movie Maker.
 7. Кадр типа Flash страница является наиболее информативным, но и трудоемким. Описание кадра – своего рода мини ТЗ, - должно содержать исходное, не анимированное, изображение (эскиз); описание динамических элементов, возможные изменения этих элементов (форма, цвет, положение, масштаб и пр.); набор текстовых сообщений (инфоблоки) .
 8. Кадр типа Фото планшет требует предоставления изображения (используется только во время проведения лекционных занятий).

Требования к верстке кадра
  Фактически, один и тот же материал может быть представлен тремя модификациями (для обучения в локальной сети, обучения посредством интернета , иллюстративный лекционный материал).

  Статистика mail.ru по разрешающей способности мониторов пользователей интернета на первое место ставит 1280х1024 (44%), затем 1024х768 (35%).
  В аудиториях УБК используются ноутбуки с разрешающей способностью 1280х800, но проекторы и, соответственно, подключенные к ним компьютеры преподавателей, имеют разрешающую способность 1024х768.
  Для аудиторий с ПРИУ – 640х480.

  Таким образом, при верстке кадра целесообразно приводить настройку видеоадаптера разработчика (или учитывать при разработке) в соответствие с модификацией учебно-методического материала (ориентация на интернет, компьютеры аудитории или демонстрацию посредством проектора).

  ИОС выполняет адаптацию кадра под разрешающую способность монитора клиента, но следует помнить, что Internet Explorer масштабирует изображения не лучшим способом, поэтому перед вставкой в кадр, их размерность следует привести в соответствие с разрешающей способностью, способом размещения в кадре.

  В некоторых случаях может оказаться полезным удаление атрибутов размера изображения в режиме непосредственного редактирования кода страницы.

  Если необходимо использовать таблицы, то предпочтительно сразу определять размеры. Иначе получите "резиновую" таблицу, которая выравнивается по содержимому.

  Колонки текста выполнять с помощью таблицы.

  Вставку текста из буфера обмена (после word-a) лучше проводить кнопкой вставки текста, - полная очистка форматирования, а затем выполнить требуемые изменения.

  Вставка медийного материала производится в два этапа. Первым выполняется upload на сервер (автоматически), а затем размещение на странице. Причем, кадр типа HTML страница в режиме редактирования не отображает flash анимацию, - показывается прямоугольник с размерами объекта.
Проверить качество верстки можно в режиме просмотра кадра.

  Сейчас не формируется рамка вокруг рисунков. При необходимости, входим в режим HTML редактора и в тег изображения вносим: border="n",
где n – толщина рамки в пикселах.

  Не увлекайтесь изменениями размера объектов в редакторе – включится масштабирование, можно потерять качество. Размеры рисунков, анимации определяем до вставки!

Требования к медийному материалу
Набор требований определяет типы обрабатываемых файлов, размеры ("вес") файла и требования к именам файлов. Размер файла определяется так же и модификацией УММ.

ИОС обрабатывает следующие типы файлов:
1) изображения - *.gif, *.jpg, *.png;
2) аудио - *.mp3;
3) видео - *.mpg;
4) flash - *.swf.

  Имена файлов должны быть на английском языке, без пробелов и специальных символов, предпочтительно в нижнем регистре!
Размеры файлов (ориентировочно):

   №  Вид файла	   Для самост.    Для лекции
   1  изображения  менее 300 кб   менее 1 мб
   2  аудио        менее 3 мб     менее 3 мб
   3  видео        менее 3 мб     менее 5 мб
   4  flash        менее 1 мб     менее 1 мб
Примечания:
1. Размеры файлов даны ориентировочно.
2. Для интернета желательно ограничить использование аудио и видео (учитывать скорости каналов).
3. Загрузка файла на сервер при разработке кадра не равносильна копированию файла, выполняется несколько медленнее в локальной сети, и может быть значительно медленнее при работе через интернет.
Порядок формирования тестового материала:
  Преподаватель в редакторе Word готовит тест, содержащий последовательность вопросов (кадров) с текстовым и графическим наполнением. Приводится продолжительность предъявления вопроса (кадра). Изображения представляются и в виде отдельных файлов.

  При формировании вопросов типа "выбор зоны" и "flash" следует готовить избыточное количество ответов (неправильных), поскольку указатель мыши над активной зоной (активным объектом), - потенциальный ответ - изменяет свою форму, что является косвенной подсказкой.

  Для ПРИУ предпочтительно все элементы изображения делать активными, поскольку указатель мыши отсутствует, - работа с сенсорным экраном.

  Требования к тестовому материалу в части верстки кадра и медийных файлов подобны вышеописанным к обучающему (иллюстративному) материалу. Но присутствуют ограничения для аудиторий с ПРИУ:
1. Разрешающая способность (640х480).
2. Не отображается flash анимация.
3. Не поддерживается аудио и видео.

  Таким образом, ПРИУ предназначены для тестов:
- HTML - выбор единичный;
- HTML - выбор нескольких;
- HTML - выбор зоны единичный;
- HTML - выбор зоны множественный.

  Необходимо выполнять проверку размещения всех элементов формата в видимой зоне экрана (не забывать нижнюю ссылку).

  Не забывайте в комментарии темы и теста указывать назначение УММ, - лекция (и предпочтительная аудитория), самостоятельная работа в локальной сети института или интернете.
Особенно важно выделить тесты, ориентированные на аудитории с ПРИУ.

  Успехов!

   
  © 2009   Сединко А.М.
  © 2004 design by   kir